Формы
адаптивного образования в рамках
общеобразовательной школы.
Панченко И.В., учитель МАОУ СОШ № 44 г. Томска
Образовательная
программа школы предусматривает возможность получения каждым ребенком
бесплатного основного и среднего образования.
Наша
школа работает над созданием комплекса «Адаптивная школа» - это школа для
каждого ребенка вне зависимости от его
индивидуальных психофизических
особенностей.
Дифференциация
обучения идет через траектории:
А) траектория продвинутого образования
(расширение, углубление, дополнительные
платные образовательные услуги, предпрофилизация и профилизация);
Б) траектория базового стандарта (общеобразовательные классы);
В) траектория компенсирующего обучения
(дистанционное образование детей с ОВЗ, детей-мигрантов).
В своем выступлении
поделюсь опытом работы нашей школы в двух направлениях: по инклюзивному
образованию и по обучению детей-мигрантов.
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип
равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в
соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального
достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений
реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания
образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.
Системное использование
информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения –
это эффективное решение проблемы образования и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В 2009 году на
территории Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта
«Образование» было принято решение о реализации мероприятий по созданию условий
для организации дистанционного образования детей-инвалидов.
И в этом же году школа № 44 стала базовой школой
в Советском районе, осуществляющей дистанционное образование детей с ОВЗ,
являющееся одной из форм интегрированного (инклюзивного) образования.
С
2009 по 2012 год 33 педагога школы прошли специальные образовательные курсы на
базе ТОИПКРО по обучению детей с ОВЗ.
Занятия
для детей с ОВЗ (в том числе детей –
инвалидов) проводятся в школе, на дому и комбинированно: часть в школе
индивидуально или в малых группах в классе, а часть дистанционно и очно, в случае необходимости с
посещением обучающегося на дому педагогическими работниками. Выбор вариантов
проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и
возможностей обучающегося, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения.
Для
реализации программы в школе оборудован кабинет дистанционного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья. В феврале 2011 школа получила самое
современное компьютерное оборудование. Автоматизированное рабочее место (АРМ)
педагога (7шт), оснащенное веб-камерой, позволяет не только слышать
своего воспитанника, но и видеть его рабочее место, процесс выполнения задания
и своевременно вносить коррективы в выполняемую работу. Учителя МОУ СОШ №44
г.Томска работают с детьми с ОВЗ (в том числе с детьми-инвалидами), проживающими
в разных районах города. Каждый учащийся с ОВЗ обеспечен компьютером,
принтером, сканером и, при необходимости, специальным оборудованием в
зависимости от потребностей обучающегося, реализуя своё право на качественное
образование с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Технические
возможности используемой компьютерной техники позволяют ребятам не только
использовать информационные ресурсы Интернет, но и участвовать в видео-уроках в
режиме «on-line», общаться со
сверстниками, получать дополнительное образование, предпрофессиональные навыки.
На базе школы
обучалось 13 детей-инвалидов в форме
дистанционного образования (1,2,6,7,8,10 классы). На каждого ребёнка заведено
личное дело, где хранится основная документация – заключение ПМПК, договор и
заявление родителей, справка МСЭ, медицинские документы по разрешению обучения на дому и в
дистанционной форме, педагогическая характеристика индивидуальных особенностей
ребёнка.
Преподавание
проводилось на основе учебного плана
дистанционного обучения. Для каждого обучающегося была составлена
индивидуальная образовательная траектория, включающая как индивидуальный набор
предметов, так и индивидуальное расписание для каждого обучающегося. С данными
обучающимися работали 8 педагогов.
Куратором группы учителей является Чолокоглы А.О.,
учитель ИКТ, которая оказывает
организационно-техническую и методическую помощь педагогам по использованию
дистанционных технологий. Каждый
педагог имеет документы по прохождению курсов дистанционного обучения по работе
с детьми-инвалидами. Учителя имеют программы дистанционного обучения по своему
предмету, на основе которых составлено
календарно-тематическое планирование.
Определённым результатом
работы можно считать участие обучающихся
в I областной дистанционной олимпиаде для детей-инвалидов:
1)
2 место по русскому языку у Вайдаковой
Екатерины,6 класс (учитель Трушина
О.В.);
2)
2
место по математике у Будниковой Евгении, 10 класс (учитель Шац Н.А.);
3)
3
место по химии у Кузнецовой Анастасии,9 класс (учитель Рагимова А.М.)
В
процессе организации дистанционного обучения детей-инвалидов были выявлены
следующие проблемы:
- непонимание родителями целей и задач
дистанционного образования, их неготовность к использованию дистанционных
технологий в образовательном процессе (родители некоторых детей, которым была
рекомендована дистанционная форма обучения, категорически от неё отказались);
-
слабая проработка психологической стороны обучения в этой системе;
- невысокий уровень ИКТ-грамотности
детей-инвалидов младших классов и родителей или их законных представителей.
Мы
прикладываем много усилий для решения этих проблем в целях реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Второе
направление работы с детьми, требующими нашего особого внимания, –
обучение детей-мигрантов.
Детям
мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку,
негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает
социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости
детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка.
Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль.
Теоретически
в школе юный мигрант должен получить
образование, равнозначное тому, которое получает российский гражданин. Практически же
реализовать поставленную задачу крайне трудно. Коренной россиянин к школьному
возрасту в естественных условиях
накапливает языковой опыт и запас
социальных (фоновых) знаний, на которые логично ложится школьная
программа. У мигранта же, как правило, языковой опыт и фоновые знания или практически отсутствуют, или недостаточны.
Кроме того, российский гражданин изначально включен в систему российского
образования, в то время как мигрант в силу обстоятельств и возраста вынужден входить в нее позднее. Все это
создает огромные трудности для учителей, работающих в полиэтнических классах. В реальности учитель работает в
классе, где проблематично выделить
среднестатистического ученика как объект
педагогического ориентирования. Цель проекта: обеспечение интеграции детей
мигрантов в русскоязычную образовательную среду и их социокультурная адаптация
к условиям нашего региона.
В
2011-12 учебном году 6 учителей школы прошли курсы, направленные на овладение
учителями-практиками современными методиками преподавания русского языка для
детей-мигрантов. Педагоги освоили методики обучения лексике и грамматике,
чтению, письму и аудированию на разных уровнях владения русским языком и с
марта 2012 г. вели занятия с детьми-мигрантами. Данная работа строится с учетом
направлений Областной целевой программы «Общегражданский мир и межэтническая
толерантность в Томской области на 2012-2014 годы» и Федеральной целевой
программы «Русский язык» на 2011-2015 годы.
Практический
курс русского языка (сопроводительный) должен быть представлен как самостоятельный курс в системе среднего
образования. Он проводится только с теми
учениками, для которых русский язык не является родным, и которые испытывают
трудности в его использовании. Программа рассчитана для детей-мигрантов
нерусской национальности, испытывающих трудности в освоении русского языка
разного уровня.
Учителя
нашей школы обучают детей–мигрантов с 1
по 9 класс. В школе эта работа
проводится с марта и находится в стадии эксперимента. Дети-мигранты
разделены на группы и по уровням владения русским языком.
Первый уровень – понимание и письмо, чтение с
большими трудностями (практически отсутствуют навыки). Второй уровень – хорошее
понимание, говорение и трудности при чтении, отсутствие навыков грамотного
письма. Третий уровень – хорошее говорение, понимание, чтение и орфографические
трудности в применении правил.
Группы
сформированы в соответствии с уровнями освоения русского языка. Три группы
первого уровня работают в соответствии с расписанием на базе начальной школы.
Учителя – Голощапова Н.В., Даниленко Е.В., Брусницына Н.В. Группу второго уровня обучает Юрьева С.Н.,
группу третьего уровня обучает Трушина О.В. – учителя русского языка и
литературы старшей школы. Программы обучения и календарно-тематическое
планирование составлены в соответствии с уровнями освоения русского языка.
Уровень определялся по результатам диагностики.
Всего
по программе обучения детей-мигрантов в нашей школе в прошедшем году обучались
58 учеников. Отношение детей и родителей к данной форме обучения только
положительное.
Проблемы
в осуществлении программы касаются в основном материального обеспечения:
несвоевременная оплата труда педагогов, отсутствие учебников и недостаточное
методическое обеспечение, но мы пытаемся эти проблемы решать в пользу детей.
Таким
образом, использование разных форм адаптации детей помогает в реализации возможности
получения каждым ребенком бесплатного основного и среднего образования.
|