Из практики работы
по программе Меркина Г.М. по литературе
(5-6 классы общеобразовательной школы)
Панченко И.В., учитель русского
языка и литературы МОУ СОШ № 44
Г. Томска
С программой
Меркина Г.С. познакомилась два года назад, когда выбирала программу по
литературе для работы с новой параллелью пятиклассников. Программа Кутузова А.
Г., по которой я работала прежде, начиная с 1997 года, допущена Министерством
образования только для 5-7 классов, хотя авторская линия разработана с 5 по 11
класс. Хотелось обратиться к такой программе и такому учебнику, которые прошли
аттестацию и которые не придется менять на протяжении обучения с 5 по 11 класс.
Летом 2008 года в ТОИПКРО Меркин Г.С. лично представил свою авторскую
программу и УМК, ответил на многие вопросы. Таким образом началась моя работа
именно по этой программе.
В концепции модернизации российского
образования говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В
условиях современного образования основными подходами к преподаванию литературы
в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный
и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования
к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК
Г.С. Меркина, Зинина С.А., Чалмаева В.А. содержит необходимые компоненты,
которые позволяют учителю реализовать эти современные подходы к преподаванию
литературы.
Хотелось бы
поделиться своими выводами по использованию учебников «Литература. 5 класс» и
«Литература. 6 класс», автором – составителем которых является Меркин Г.С.
Содержание
учебников соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования.
Авторы
программы предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9
классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с
выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9-11
классах.
Изучаемые
произведения скомпонованы в традиционные разделы по историко-литературному принципу.
Материалы
учебников позволяют реализовать компетентностный подход в преподавании
литературы. Рассмотрим методический и
дидактический аппарат учебника.
Каждый раздел
открывается статьёй, небольшой по объёму, написанной доступным для возраста
обучающихся языком.
Теория
литературы изучается в системе: литературоведческие понятия вводятся отдельной
рубрикой с условным знаком-сигналом, в учебнике есть словарь
литературоведческих терминов. Часть понятий изучается более детально, например,
в отдельной статье разбираются термины «сюжет» и «фабула».
Также системно организована работа по
расширению словарного запаса учащихся: трудные для понимания слова объясняются
в сносках. Монографические темы включают раздел «В мире художественного слова». Задания этого раздела учат детей внимательно
читать и анализировать произведение. Так, при изучении сказок А.С. Пушкина
автор учебника предлагает ученикам объяснить значение устаревших слов,
поработать над выразительным чтением строки, понять роль риторических
обращений. Или, например, такое задание: «Определите повторяющиеся гласные
звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого
выделения этих звуков при чтении». Работая
над художественным словом при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский
пленник», ученики получают от автора
учебника такую подсказку: «Чтобы ответить на вопрос, вдумайтесь в приведенные
ниже фразы; особо внимательно относитесь
к выделенным словам. Если необходимо, обращайтесь к словарю».
После произведения
предлагается раздел «Вопросы и задания», материалы которого имеют как
репродуктивный, так и проблемный характер, что позволяет дифференцированно организовать
разные виды работы: индивидуальную, групповую, фронтальную, классную.
Культуроведческий
подход автором учебника реализуется многопланово. Рубрика «Для вас,
любознательные!» вводит энциклопедические сведения из истории культуры,
различных видов искусств. Например, для углубления представлений о мифах, в
учебнике есть список наиболее значимых древнегреческих и римских богов,
иллюстративный ряд представлен репродукциями картин, фотографиями статуй,
скульптур. В учебнике даются исторические справки, отрывки из воспоминаний
современников о писателях, фотографии,
иллюстрирующие личную жизнь писателя и дающие представление об эпохе. Это не
только иллюстративный материал, но и материал для углубленного анализа
произведения, например: «Сравните иллюстрации художников И. Астапова и П.М.
Боклевского. К каким эпизодам повести И.С. Тургенева обратились художники,
изображая Герасима? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать
авторский замысел? Аргументируйте свой ответ». Для образного, эмоционального и
речевого развития интересным будет и такое задание: «Какой момент Бородинского
сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо? Какие строчки стихотворения
ему созвучны? Какие изобразительные детали позволяют почувствовать накал
сражения?»
В рубрике
«После уроков» ребятам предлагаются задания, расширяющие их кругозор. Например, такие задания: «Подберите материал
для фотовыставки «По некрасовским местам» или «Подготовьте вопросы для
викторины на тему «На родине Гоголя» -
реализуют деятельностный подход в обучении. Повышают интерес к
изобразительному искусству и такие вопросы этой рубрики: «Работы каких
художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края?»
Важной частью
методического аппарата учебников являются разделы «Живое слово» и «Минуты
творчества», которые системно организуют речевое и творческое развитие
учащихся. Автор продумал различные виды творческой деятельности. Интересны
такие задания, как, например: «Создайте иллюстрации (нарисуйте или опишите их)
к наиболее комичному, с вашей точки зрения, эпизоду «Ночи перед Рождеством»,
или задание после изучения «Бородино» Лермонтова: «Напишите сочинение на тему
«Путешествие на поле славы». Задания такого типа, как, например: «Подготовьте
рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности» - помогают
учителю организовать регулярную работу по речевому развитию учащихся. Задания
по речевому развитию учитывают и возрастной подход. Изучая сказки Пушкина,
учащиеся получают такое задание: «Назовите известные вам фильмы, телефильмы,
мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина. Расскажите об одном из них. Ключевые слова
и словосочетания для рассказа: название сказки, жанр фильма (художественный,
мультипликационный или телефильм), цветной (черно-белый), режиссёр, художник,
артисты, яркие эпизоды, впечатления от просмотренного».
Говоря о
достоинствах данных учебников, нужно сказать и о проблемах, с которыми я столкнулась,
начиная работать по программе Меркина. Так как программа ещё новая и её мало
используют в школах нашего города, поэтому возникают проблемы с обеспечением
учебниками и методической литературой. В связи с проведением государственной
экспертизы учебников, автор-составитель Меркин Г.С. вносил изменения и
дополнения в содержание книг, поэтому учебники разных лет издания отличаются не
только страницами, но и набором произведений. Учебники мы с ребятами покупали
коллективно под заказ, вновь пришедшие ученики сейчас в магазинах такие же
учебники найти не могут.
К учебникам
Меркина Г.С. есть печатная тетрадь по литературе, её мы тоже купить не смогли.
Третий момент,
о котором бы тоже хотелось сказать, касается не только данных учебников, а
многих учебников для среднего звена. Это их эстетическое оформление. В
начальной школе учебники с цветными иллюстрациями, ярким оформлением, в 5
классе ученик берет в руки книгу серую, непривлекательную. Не так уж далеко по
возрасту и психологическим особенностям ушли пятиклассники от начальной школы,
и менять яркие цвета на скуку серого не хочется.
Наверное,
поэтому Меркин Г.С., представляя свою программу, щедро поделился презентациями
с материалами к учебникам. На уроках, по возможности, я стараюсь использовать
предложенные презентации и создавать свои. Это одна из продуктивных форм
наглядности и организации урока. Предлагаю познакомиться с презентациями к
уроку по сказам Бажова и к заключительному уроку по сказкам Пушкина.
Задания
учебника подсказали мне и моим ученикам ещё одну хорошую идею – использование
проектной деятельности. На протяжении учебного года пятиклассники создавали
пособие по литературе «Литературные викторины. 5 класс». Ребята составляли
вопросы по прочитанным произведениям и по биографии писателей, лучшие
отбирались для сборника. Таким образом получилось пособие по литературе,
созданное коллективно, а ребята научились правильно формулировать вопрос и
отвечать на него. Второй проект пятиклассников – «Сборник стихотворений о
весне». Когда мы изучали лирику русских поэтов,
появилась идея создать свой поэтический сборник. Согласно специфике
проектной деятельности, мы сообща сформулировали тему, разработали план работы,
сроки реализации проекта. Контроль выполнения осуществлял учитель. Отбор
стихотворений, создание фотоиллюстраций, конечное оформление сборника
осуществлялось при активном участии учеников и их родителей. Результатом
проекта стал «Сборник стихотворений о весне», в котором собраны работы 25
пятиклассников из трех классов. У нас получились такие, например,
стихотворения:
Пришла весна!
Проснулись звери,
Проснулся весь честной народ.
Дороги быстро почернели,
Растаял прошлогодний лед.
И солнце засветило ярче,
И день прибавился на
час,
А птицы вновь запели
трели,
И закричала детвора:
«Ура! Да здравствует весна!»
Бугрина
Валерия.
За окошком птичий щебет,
Солнца щедрые лучи.
А я должна сидеть за партой
И – учи, учи, учи…
Я иду домой одна,
На душе тревога.
Мир проснулся для любви!
Подожду немного…
Савинова Есения.
Конечно, не
все стихотворения равноценны, но опыт совместной результативной деятельности способствует
раскрытию творческого потенциала ребенка, помогает повысить самооценку. Проект
был индивидуально-групповой, срок реализации – две недели.
В
представленных учебниках Г.С. Меркина собран многолетний практический опыт
обучения детей литературе, ориентированный на современные требования к образованию.
Поэтому творчески работающий учитель найдет в этих учебниках достаточный
материал, чтобы реализовать свой потенциал и выполнить цели и задачи программы
по литературе.
|