Категории раздела

Мои статьи [4]

Вход на сайт

Поиск

Статистика





Вторник, 14.05.2024, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя Панченко Инны Владиленовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Достижения учителя » Мои статьи

Формы адаптивного образования в рамках общеобразовательной школы
  

Формы адаптивного образования  в рамках общеобразовательной школы.

Панченко И.В., учитель МАОУ СОШ № 44 г. Томска

 

Образовательная программа школы предусматривает возможность получения каждым ребенком бесплатного основного и среднего образования.

Наша школа работает над созданием комплекса «Адаптивная школа» - это школа для каждого ребенка вне зависимости  от его индивидуальных психофизических  особенностей. 

Дифференциация обучения идет через траектории:

       А) траектория продвинутого образования (расширение, углубление, дополнительные    платные образовательные услуги, предпрофилизация и профилизация);

       Б) траектория базового стандарта  (общеобразовательные классы);

       В) траектория компенсирующего обучения (дистанционное образование детей с ОВЗ, детей-мигрантов).

В своем выступлении поделюсь опытом работы нашей школы в двух направлениях: по инклюзивному образованию и по обучению детей-мигрантов.


В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения – это эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009 году на территории Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было принято решение о реализации мероприятий по созданию условий для организации дистанционного образования детей-инвалидов.

И в этом же году школа № 44 стала базовой школой в Советском районе, осуществляющей дистанционное образование детей с ОВЗ, являющееся одной из форм интегрированного (инклюзивного) образования.

С 2009 по 2012 год 33 педагога школы прошли специальные образовательные курсы на базе ТОИПКРО по обучению детей с ОВЗ.

Занятия для  детей с ОВЗ (в том числе детей – инвалидов) проводятся в школе, на дому и комбинированно: часть в школе индивидуально или в малых группах в классе, а часть  дистанционно и очно, в случае необходимости с посещением обучающегося на дому педагогическими работниками. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения.

Для реализации программы в школе оборудован кабинет дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В феврале 2011 школа получила  самое современное компьютерное оборудование. Автоматизированное рабочее место (АРМ) педагога (7шт), оснащенное веб-камерой,  позволяет не только слышать своего воспитанника, но и видеть его рабочее место, процесс выполнения задания и своевременно вносить коррективы в выполняемую работу. Учителя МОУ СОШ №44 г.Томска работают с детьми с ОВЗ (в том числе с детьми-инвалидами), проживающими в разных районах города. Каждый учащийся с ОВЗ обеспечен компьютером, принтером, сканером и, при необходимости, специальным оборудованием в зависимости от потребностей обучающегося, реализуя своё право на качественное образование с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

Технические возможности используемой компьютерной техники позволяют ребятам не только использовать информационные ресурсы Интернет, но и участвовать в видео-уроках в режиме «on-line», общаться со сверстниками, получать дополнительное образование, предпрофессиональные навыки.

На базе школы обучалось  13 детей-инвалидов в форме дистанционного образования (1,2,6,7,8,10 классы). На каждого ребёнка заведено личное дело, где хранится основная документация – заключение ПМПК, договор и заявление родителей, справка МСЭ, медицинские документы  по разрешению обучения на дому и в дистанционной форме, педагогическая характеристика индивидуальных особенностей ребёнка.

Преподавание проводилось  на основе учебного плана дистанционного обучения. Для каждого обучающегося была составлена индивидуальная образовательная траектория, включающая как индивидуальный набор предметов, так и индивидуальное расписание для каждого обучающегося. С данными обучающимися работали  8 педагогов.

Куратором  группы учителей является Чолокоглы А.О., учитель  ИКТ, которая оказывает организационно-техническую и методическую помощь педагогам по использованию дистанционных технологий.  Каждый педагог имеет документы по прохождению курсов дистанционного обучения по работе с детьми-инвалидами. Учителя имеют программы дистанционного обучения по своему предмету, на основе которых составлено  календарно-тематическое планирование.

Определённым  результатом  работы можно считать  участие обучающихся в I областной дистанционной олимпиаде  для детей-инвалидов:

1)      2 место по русскому языку у Вайдаковой Екатерины,6 класс  (учитель Трушина О.В.);

2)     2 место по математике у Будниковой Евгении, 10 класс (учитель Шац Н.А.);

3)     3 место по химии у Кузнецовой Анастасии,9 класс (учитель Рагимова А.М.)                             

В процессе организации дистанционного обучения детей-инвалидов были выявлены следующие проблемы:

- непонимание родителями целей и задач дистанционного образования, их неготовность к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе (родители некоторых детей, которым была рекомендована дистанционная форма обучения, категорически от неё отказались);

- слабая проработка психологической стороны обучения в этой системе;

- невысокий уровень ИКТ-грамотности детей-инвалидов младших классов и родителей или их законных представителей.

Мы прикладываем много усилий для решения этих проблем в целях реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Второе направление работы с детьми, требующими нашего особого внимания, – обучение детей-мигрантов.

Детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль.

Теоретически в школе юный мигрант  должен получить образование, равнозначное тому, которое получает  российский гражданин. Практически же реализовать поставленную задачу крайне трудно. Коренной россиянин к школьному возрасту в  естественных условиях накапливает языковой опыт и запас  социальных (фоновых) знаний, на которые логично ложится школьная программа. У мигранта же, как правило, языковой опыт и фоновые  знания или практически отсутствуют, или недостаточны. Кроме того, российский гражданин изначально включен в систему российского образования, в то время как мигрант в силу обстоятельств и возраста  вынужден входить в нее позднее. Все это создает огромные трудности для учителей, работающих в полиэтнических  классах. В реальности учитель работает в классе,  где проблематично выделить среднестатистического ученика  как объект педагогического ориентирования. Цель проекта: обеспечение интеграции детей мигрантов в русскоязычную образовательную среду и их социокультурная адаптация к условиям нашего региона.

В 2011-12 учебном году 6 учителей школы прошли курсы, направленные на овладение учителями-практиками современными методиками преподавания русского языка для детей-мигрантов. Педагоги освоили методики обучения лексике и грамматике, чтению, письму и аудированию на разных уровнях владения русским языком и с марта 2012 г. вели занятия с детьми-мигрантами. Данная работа строится с учетом направлений Областной целевой программы «Общегражданский мир и межэтническая толерантность в Томской области на 2012-2014 годы» и Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы.

Практический курс русского языка (сопроводительный) должен быть представлен как  самостоятельный курс в системе среднего образования. Он проводится  только с теми учениками, для которых русский язык не является родным, и которые испытывают трудности в его  использовании. Программа рассчитана для детей-мигрантов нерусской национальности, испытывающих трудности в освоении русского языка разного уровня.

Учителя нашей школы обучают  детей–мигрантов с 1 по 9 класс. В школе эта работа  проводится с марта и находится в стадии эксперимента. Дети-мигранты разделены на группы и по уровням владения русским языком.

Первый уровень – понимание и письмо, чтение с большими трудностями (практически отсутствуют навыки). Второй уровень – хорошее понимание, говорение и трудности при чтении, отсутствие навыков грамотного письма. Третий уровень – хорошее говорение, понимание, чтение и орфографические трудности в применении правил.

 Группы сформированы в соответствии с уровнями освоения русского языка. Три группы первого уровня работают в соответствии с расписанием на базе начальной школы. Учителя – Голощапова Н.В., Даниленко Е.В., Брусницына Н.В.  Группу второго уровня обучает Юрьева С.Н., группу третьего уровня обучает Трушина О.В. – учителя русского языка и литературы старшей школы. Программы обучения и календарно-тематическое планирование составлены в соответствии с уровнями освоения русского языка. Уровень определялся по результатам диагностики.

Всего по программе обучения детей-мигрантов в нашей школе в прошедшем году обучались 58 учеников. Отношение детей и родителей к данной форме обучения только положительное.

Проблемы в осуществлении программы касаются в основном материального обеспечения: несвоевременная оплата труда педагогов, отсутствие учебников и недостаточное методическое обеспечение, но мы пытаемся эти проблемы решать в пользу детей.

Таким образом, использование разных форм адаптации детей помогает в реализации возможности получения каждым ребенком бесплатного основного и среднего образования.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Инна (22.07.2013)
Просмотров: 432 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024