Категории раздела

Мои статьи [4]

Вход на сайт

Поиск

Статистика





Вторник, 14.05.2024, 09:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя Панченко Инны Владиленовны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Достижения учителя » Мои статьи

Формирование системы работы по развитию детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения
 

Формирование системы работы по развитию детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения

Панченко И.В., зам. директора по работе с одаренными детьми, МАОУ СОШ № 44 г. Томска

E-mail: inna_vladilenovna_p@rambler.ru

 

Научно-технический   прогресс, модернизация  российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введение новых  образовательных стандартов   обусловлены  необходимостью развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Сегодня значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, поэтому работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:

 1) выявление детских талантов и талантливых детей;

 2) поддержка развития талантов;

 3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными обучающимися.

В каждой школе, и в нашей в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал. Если не разглядеть его, не развить, этот дар в ребенке может остаться так и не востребованным.

 Как организовать работу общеобразовательной школы по развитию одаренности учащихся?

При организации такой работы выявились следующие  противоречия в системе образования:

·  традиционная педагогика слабо ориентирована на работу с одарёнными детьми;

·  условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными учащимися;

·  обучение в одном классе детей с разным  социальным и интеллектуальным уровнем.

Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.

Обозначенные выше проблемы явились причиной создания педагогического проекта "Развитие одаренности учащихся в современном образовательном пространстве", результатом работы над которым стала   комплексно-целевая программа «Одаренный ребенок» в рамках Программы развития школы.

Основные направления деятельности:

   работа с учащимися: формирование проектной и исследовательской компетенции учеников через интеграцию учебной и внеучебной деятельности;

   методическая работа с педагогами;

   работа с родителями одаренных детей.

Основные формы работы с одаренными обучающимися:

1. Выявление, поддержка и развитие выявленных интересов, способностей, склонностей:

-  конкурсы, фестивали, олимпиады     (очные и заочные), в том числе и для учащихся с ОВЗ;

- деятельность школьного научного общества учащихся; 

- защита проектов на  научно-практической конференции (школа, город);

- участие в предметных декадах (школа);

- занятия с победителями  олимпиад школьного уровня по  специальной программе с целью подготовки к участию в  олимпиадах более высокого уровня;

- организация научно-практической конференции младших школьников;

- организация выставок детского творчества;

- организация и проведение спортивных соревнований разного уровня;

- организация различных мероприятий в рамках программ «Память», «Диалог» и др. по духовно-нравственному воспитанию;

2. Самообразование:

-работа со справочной и энциклопедической литературой;

-использование интернет-ресурсов;

-дистанционные конкурсы;

-индивидуальная подготовка к очным, заочным и дистанционным олимпиадам и викторинам.

3. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах: 

- система спецкурсов, факультативных, элективных и кружковых занятий;

- поддержка участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, регионального и федерального уровня;

-  поддержка участия обучающихся  в неакадемических олимпиадах муниципального, регионального и федерального уровня и др.;

4. Привлечение внешних организаций и их возможностей для развития одаренности учащихся и их профориентации:

- экскурсии в различные организации (музеи и лаборатории ТГУ и ТПУ, медуниверситета);

- участие в вузовских конференциях для школьников (ТПУ, ТГПУ);

-сотрудничество с вузами и научными организациями для исследовательской и проектной деятельности.

Для выявления одаренных детей мы используем комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:

·  метод наблюдения детей в различных ситуациях;

·  психодиагностические тренинги и психодиагностические исследования с использованием  психометрических диагностик;

·  экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования;

·  включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

·  экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей профессионалами;

·  организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;

·  метод портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

1.                      создание действующей программы «Одаренные дети»;

2.                      наличие условий для инклюзивного образования одаренных детей (наша школа является базовой в Советском районе по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и имеет необходимое оборудование для дистанционного обучения);

3.                      наличие и качество многофункциональной образовательной среды для работы с одаренными детьми;

4.                      охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательного учреждения, на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

5.                      увеличение доли педагогических работников,    прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;

6.                      положительная динамика количества участников всероссийской олимпиады школьников (из 590 учеников среднего  и старшего звена 366 участвовали в олимпиадах и конкурсах познавательной направленности в прошедшем учебном году);

7.                      положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.

Мы надеемся, что проводимая в школе работа по поддержке и развитию детской одаренности обеспечит преемственность педагогического сопровождения детей и поможет нашим ученикам в самореализации и социализации, в развитии их интеллектуальных и творческих способностей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Инна (04.11.2012)
Просмотров: 582 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024