Формирование системы работы по развитию
детской одаренности в условиях общеобразовательного учреждения
Панченко И.В., зам. директора по работе с одаренными детьми, МАОУ
СОШ № 44 г. Томска
E-mail: inna_vladilenovna_p@rambler.ru
Научно-технический прогресс, модернизация
российской системы образования, требования к уровню подготовки
выпускников школы в условиях компетентностного подхода,
введение новых образовательных стандартов обусловлены необходимостью
развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом
определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Сегодня значение
интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно
возрастает, поэтому работа с одаренными и высоко мотивированными детьми
является крайне необходимой.
Национальная образовательная инициатива "Наша
новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской
одаренности в трех направлениях:
1) выявление
детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка
развития талантов;
3) повышение
квалификации педагогов в области работы с высоко способными обучающимися.
В каждой школе, и в нашей в частности, учатся дети,
которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал. Если не
разглядеть его, не развить, этот дар в ребенке может остаться так и не востребованным.
Как
организовать работу общеобразовательной школы по развитию одаренности учащихся?
При организации такой работы выявились
следующие противоречия в системе
образования:
· традиционная педагогика слабо
ориентирована на работу с одарёнными детьми;
· условия массовой общеобразовательной школы
значительно затрудняют работу со способными учащимися;
· обучение в одном классе детей с разным
социальным и интеллектуальным уровнем.
Это требует от учителя проявления
профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию
одарённых обучающихся.
Обозначенные выше проблемы явились причиной создания
педагогического проекта "Развитие одаренности учащихся в современном
образовательном пространстве", результатом работы над которым
стала комплексно-целевая программа
«Одаренный ребенок» в рамках Программы развития школы.
Основные направления деятельности:
• работа с учащимися: формирование проектной и
исследовательской компетенции учеников через интеграцию учебной и внеучебной
деятельности;
• методическая работа с педагогами;
• работа с родителями одаренных детей.
Основные формы работы с одаренными обучающимися:
1. Выявление, поддержка и развитие выявленных интересов,
способностей, склонностей:
- конкурсы,
фестивали, олимпиады (очные и
заочные), в том числе и для учащихся с ОВЗ;
- деятельность школьного научного общества
учащихся;
- защита проектов на
научно-практической конференции (школа, город);
- участие в предметных декадах (школа);
- занятия с победителями олимпиад школьного уровня по специальной программе с целью подготовки к
участию в олимпиадах более высокого уровня;
- организация
научно-практической конференции младших школьников;
- организация выставок
детского творчества;
- организация и проведение спортивных соревнований
разного уровня;
- организация различных мероприятий в рамках программ
«Память», «Диалог» и др. по духовно-нравственному воспитанию;
2. Самообразование:
-работа со справочной и энциклопедической литературой;
-использование интернет-ресурсов;
-дистанционные конкурсы;
-индивидуальная подготовка к очным, заочным и
дистанционным олимпиадам и викторинам.
3. Целенаправленная подготовка к самореализации в
различных конкурсах:
- система спецкурсов, факультативных, элективных и
кружковых занятий;
- поддержка участия обучающихся в предметных олимпиадах и
конкурсах школьного, муниципального, регионального и федерального уровня;
- поддержка
участия обучающихся в неакадемических олимпиадах муниципального,
регионального и федерального уровня и др.;
4. Привлечение внешних организаций и их возможностей для
развития одаренности учащихся и их профориентации:
- экскурсии в различные
организации (музеи и лаборатории ТГУ и ТПУ, медуниверситета);
- участие в вузовских
конференциях для школьников (ТПУ, ТГПУ);
-сотрудничество с вузами и
научными организациями для исследовательской и проектной деятельности.
Для выявления одаренных детей мы используем комплексный
подход, включающий широкий спектр разнообразных методов:
· метод наблюдения детей в
различных ситуациях;
· психодиагностические
тренинги и психодиагностические исследования с использованием психометрических диагностик;
· экспертное оценивание
поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования;
· включения детей в
специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
· экспертное оценивание
продуктов творческой деятельности детей профессионалами;
· организации различных
интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;
· метод портфолио,
отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как способности, интересы и
предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.
Критерии оценки эффективности
реализации проекта:
1.
создание
действующей программы «Одаренные дети»;
2.
наличие условий
для инклюзивного образования одаренных детей (наша школа является базовой в
Советском районе по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и
имеет необходимое оборудование для дистанционного обучения);
3.
наличие и
качество многофункциональной образовательной среды для работы с одаренными
детьми;
4.
охват
одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности
состязательного и творческого характера, организуемых на уровне
образовательного учреждения, на муниципальном, региональном и федеральном
уровне;
5.
увеличение доли педагогических работников, прошедших специальную
подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с
одаренными детьми;
6.
положительная динамика количества участников
всероссийской олимпиады школьников (из 590 учеников среднего и старшего звена 366 участвовали в олимпиадах
и конкурсах познавательной направленности в прошедшем учебном году);
7.
положительная
динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад,
конкурсов, соревнований, игр.
Мы надеемся, что проводимая в школе работа по
поддержке и развитию детской одаренности обеспечит преемственность
педагогического сопровождения детей и поможет нашим ученикам в самореализации и
социализации, в развитии их интеллектуальных и творческих способностей с учётом
индивидуального и дифференцированного подхода.
|